ИСО (ISO), Диафрагма, Выдержка

Что такое «треугольник экспозиции» в фотографии?

В предыдущих статьях, мы с Вами уже точно определились, что хотим быть фотографами и выбрали фотоаппарат. Теперь, пора приступать к настройкам камеры. И начнем мы с самого главного параметра — треугольника экспозиции.
Попробуем вместе немного разобраться в профессиональных терминах и устройстве фотоаппарата, освоим базу, которая сделает вас не просто человеком, нажимающим на кнопочки, а настоящим профессиональным фотографом.В этой статье я расскажу о таких понятиях, как ISO (светочувствительность), выдержка и диафрагма. Все вместе они составляют «треугольник экспозиции». Если посмотреть этимологию слова «фотография», то оно означает «рисование светом». Именно им управляет «треугольник экспозиции».

Первая «точка» треугольника – ISO – регулирует количество света, которое будет пропускать камера. Чаще всего он начинается с цифры 100. На каждый следующий шаг идет двойное увеличение (до максимума, предусмотренного разработчиками камеры): 100, 200, 400 и далее. На что оказывает влияние ISO? В первую очередь на качество фотографических снимков. Если вы ставите низкое ISO, это поможет уменьшить цифровой шум на фото. Чем выше этот параметр, тем большее число «зерен» окажется на кадре.
Соответственно, при значении ISO-100, чистота кадра будет максимальной. При 6 000 тысячах — цветной шум сделает картинку грязной и менее пригодной для ее дальнейшей обработки.

 

Так, например, примерные значения  ISO при разных условиях съемки могут быть такими:

  • 100: дневное освещение;
  • 200 – 400: съемка в условиях тени либо в помещении с ярким освещением;
  • 400 – 800: съемка со вспышкой в помещении;
  • 800 – 1600: для репортажей или съемки какого-то события в темном, изредка освещаемом помещении (например, концерты)

Важно понимать, что данные значения не единственно верные! С опытом и практикой, каждый фотограф самостоятельно выбирает данные настройки, исходя из окружающей обстановки и освещённости места съемки. Но для начала, можно ориентироваться на них.


 

Перейдем к следующей «точке» треугольника. Выдержка. Она представляет собой время, за которое фотоаппарат делает кадр.

Тот самый «щелк» затвора — измеряется в секундах и даже в долях секунды! На экране камеры чаще всего обозначается дробью- 1/200, 1/80. Чем больше знаменатель дроби (цифра после черточки) – тем короче выдержка.

На что влияет выдержка? От нее зависит яркость кадра. Для съемки на улице в ясную погоду время выдержки требуется меньше. При слабом освещении то же количество света набирается дольше – время выдержки должно быть увеличено.

Как это отражается на практике?
  • короткая выдержка – (1/160 сек и короче) выдержка словно «замораживает» любое движение, и фотография получается четкой, без малейшего размытия. Для стандартной фиксации человека достаточно значений от 160  до 500.
  • очень короткая выдержка «замораживает» любое движение объекта:  1/4000, 1/8000.Требуется для исключительно быстрых объектов. Например для съемки автомобиля;
  • с помощью выдержки вы создадите интересные образы с размытием, необычные фотографии.
  • длинная выдержка — дает возможность достаточно проэкспонировать кадр, особенноесли освещения недостаточно – в сумерках, ночью. При использовании длинной выдержки, важно использовать стабилизацию камеры (к примеру штатив), чтобы избежать «шевеленки» — нечаянно размытых кадров там, где это не планировалось.

Важно знать!
. При сокращении выдержки нужно:
— увеличить число ISO (возможный побочный эффект: визуальный шум на фото)
— прикрыть диафрагму (побочный эффект: может снизиться глубина резкости)
. При увеличении выдержки нужно:
— уменьшить число ISO (побочный эффект: без штатива не обойтись)
— шире открыть диафрагму (побочный эффект: снижение резкости)

 

Последняя «точка» – диафрагма. Это отверстие внутри объектива, работу которого можно сравнить с реакцией на свет нашего человеческого глаза. Чем шире он открыт, тем больше света попадет на сетчатку. Поэтому в мало освещенном помещении мы стараемся глаза распахнуть, чтобы уловить очертания предметов и людей, а на ярком солнце глаза щурим, чтобы меньше слепило.

Совет для применения новичкам:
  • больше открыта диафрагма – более яркой получится фотография;
  • много света вокруг – маленькая диафрагма, мало света – диафрагма большая;
  • большая диафрагма – размытый фон (эффект часто используют при портретной съемке);
  • маленькая диафрагма – четкие передний и задний планы (подходит для съемки пейзажей и архитектуры).

Важно! это  примерные значения. Не бойтесь экспериментировать! 

И в заключение.

Не бойтесь, начинайте осваивать «треугольник экспозиции»! Чем больше экспериментов с разными объектами, при разном освещении, тем быстрее накопится опыт и придет понимание, как делать лучше. А значит, вы шагнете на следующую ступеньку профессионализма – начнете творить!

«Для меня фотография – это искусство наблюдения. Речь идет о поиске чего-то интересного в обычном месте … Я обнаружил, что это имеет мало общего с тем, что вы видите и со всем, что связано с тем, как вы видите», — Эллиот Эрвитт

Предыдущая запись
Как выбрать фотоаппарат начинающему фотографу?
Следующая запись
Баланс белого: с чего начать?

Похожие записи

Портфолио